понедельник, 10 марта 2008 г.

О работе

Я сейчас банальные вещи буду говорить, но так случилось, что я сам стал задумываться над ними лишь недавно. В последнее время, слушая в машине приторно-бессмысленную болтовню ведущих популярных радиостанций, я стал отмечать фразы, касающиеся отношения к работе. Смысл их в том, что ведущий подбадривает аудиторию: «ну ничего, еще пару часов и работе конец» или «сегодня пятница, потерпите немного, а вечером веселиться». Треп этот ориентирован на самую широкую аудиторию, значит, эта аудитория хочет это слышать и действительно относится к работе, как к некоей неприятной обязанности, которой, ради денег, приходится отдавать время. Я этого отношения не разделяю, для меня работа – естественная и неотъемлемая часть жизни, она приносит мне не только средства для существования, но и удовольствие. Мне никогда не нравились люди, которые работают «с 8 по 17» и в 16.50 выключив компьютер, начисто выкидывают их головы все, чем занимались. До следующего утра. Уже 8 лет, с тех пор, как я ушел с госслужбы, мой рабочий день не имеет четких границ, что меня очень устраивает. Я не могу разделить, где кончается работа и начинается «частная жизнь» ни по делам, которыми я занимаюсь, ни по времени. Я понимаю, можно сказать, что у меня специфическая ситуация, freelance, интернет, стирающий четкие грани. Но речь идет об отношении к тому, чем занимаешься. Я не настолько хорошо знаю английский, чтобы полностью понимать треп американских ведущих, но абсолютно уверен, что призыв «кончай работать» там не звучит. Протестантская культура, на которой основан «американский образ жизни» возводит работу с разряд главных добродетелей, работать не зазорно, а вот не работать стыдно. Только тот человек достоин уважения кто очень много работал и стал обеспеченным. На эту благодатную почву лег феномен «яппи», пришедший из японской корпоративной культуры, где работа и успех - основной смысл жизни. А если взглянуть в другую сторону на трудолюбивых китайцев, корейцев.… Есть, конечно, аборигены разных тропических островов, которые работать откровенно не любят, ну так ведь и довольствуются они малым. У нас же странная система ценностей, в которой на первом месте стоят деньги, успех. А уж каким образом он достигнут, не важно, если для этого не пришлось работать, так даже лучше. Конечно, и у нас есть много трудолюбивых людей, взять хотя бы армию приезжих, которые сейчас «делают» Москву, выживают, добиваются успеха. Но все это, увы, на фоне «барственных» коренных жителей (не могу представить себе такого разделения в том же Нью-Йорке). Это в столице, куда стекаются лучшие люди, в регионах все много хуже. Недавно читал в новостях, что рост зарплаты в России чуть ли не 2 раза опережает производительность труда и президент дал поручение все это пофиксить к какому-то там году. Очевидно, что производительность труда это автоматизация, организация работы и пр. Но если человек просто не хочет работать, ничто не повысит производительность его труда. Давайте работать, чтобы добиваться успеха, и своего личного, и, не побоюсь патетических ноток, страны в целом. Начнем с малого. В ней команде никогда не будет человека, которому неинтересно то, чем он занимается и который не хочет работать. Это я гарантирую.

Комментариев нет: